В соответствии с пунктом 3 Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденным приказом Минспорта России от 3 августа 2022 г. № 634, организации определяют сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса с учетом сроков проведения физкультурных и спортивных мероприятий (спортивного сезона), в которых планируется участие лиц, проходящих спортивную подготовку. Для организаций, развивающих зимние виды спорта, наиболее оптимальным сроком является 1 сентября, для иных организаций – 1 января.

Вместе с тем, осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки регламентируется рядом документов, в том числе государственным (муниципальным) заданием на оказание образовательных услуг. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на указанные цели. Следовательно, решение о сроках начала учебно-тренировочного года должно быть согласовано с учредителем организации.

Дата начала учебно-тренировочного года может быть определена учредителем в уставе организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.

Спортивная дисциплина – это часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований. Разработка дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта не предусмотрена законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта.

Примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (при их наличии).

В случае отсутствия федерального стандарта спортивной подготовки примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по соответствующему виду спорта разрабатывается с учетом требований, установленных Порядком разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки (утв. приказом Минспорта России от 7 июля 2022 г. № 579).

Разделом V ФССП по виду спорта и разделом V примерной программы по виду спорта предусмотрен учет особенностей осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта при разработке дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.

Реализация дополнительной образовательной программы спортивной подготовки осуществляется с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта, по которым осуществляется спортивная подготовка.

При разработке дополнительных образовательных программ спортивной подготовки по адаптивным видам спорта в программу следует включать только те спортивные дисциплины, по которым в организации осуществляется спортивная подготовка.

Нет. В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством об образовании.

На спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки. 

Нет. Трудоемкость дополнительной образовательной программы спортивной подготовки (объем времени на ее реализацию) рассчитывается, исходя из объемов учебно-тренировочной нагрузки, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта для каждого периода этапов спортивной подготовки (приложение № 2 к ФССП). В соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» федеральный стандарт спортивной подготовки – это совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по виду спорта. Уменьшать минимальный объем нагрузки нельзя.

Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели в год.

В соответствии с пунктом 3.2 Особенностей организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, утвержденных приказом Минспорта России от 3 августа 2022 г. № 634, годовой учебно-тренировочный план рассчитывается исходя из астрономического часа (60 минут).

Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса в годовой объем нагрузки включается период самостоятельной подготовки обучающихся по индивидуальным планам спортивной подготовки, участие в специальных учебно-тренировочных мероприятиях (учебно-тренировочных мероприятиях в каникулярный период, учебно-тренировочных мероприятиях по общей и (или) специальной физической подготовке). При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки, ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.

В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.

В зависимости от специфики вида спорта и периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах годового тренировочного плана, определенного для данного этапа спортивной подготовки (пункт 46 Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. № 999).

Годовой учебно-тренировочный план рассчитывается с учетом соотношения видов спортивной подготовки (приложение № 5 к ФССП) и иных мероприятий в структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки. К числу данных мероприятий относятся: участие в соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, инструкторская и судейская практика, мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

В отношении рассматриваемого вида спорта объем нагрузки рекомендуется увеличить за счет включения в годовой учебно-тренировочный план этапа начальной подготовки раздела «участие в соревнованиях». В соответствии с приложением № 4 к ФССП по виду спорта «баскетбол» в объем соревновательной деятельности на этапе начальной подготовки включены 1 контрольное соревнование и 10 соревновательных игр. Однако в соотношении видов подготовки соревнования не предусмотрены.

В других видах спорта, например, «современное пятиборье», объем нагрузки можно увеличить за счет раздела «тактическая, теоретическая, психологическая подготовка». В командных игровых видах спорта (гандбол, регби, хоккей) в учебно-тренировочный план может быть включен раздел «интегральная подготовка».


Министерство спорта Краснодарского края Министерство спорта России ВСЕЙ СЕМЬЕЙ